вторник, 4 февраля 2014 г.

Роли и герои

Искать себя долго и трудно. Гораздо проще выбрать на время поисков уже готовую роль и просто добавить что-то от себя.

К этой мысли я пришла спустя 8 часов просмотров "Острого репортажа" с Аллой Михеевой. Уморительные высказывания, наивность и ребячливость веселили меня на протяжении всего моего половинчатого дня рождения. А гротескно акцентированные черты характера молодой актрисы прекрасно дополнили внешний вид и возраст.

Полностью влюбившись в ее амплуа инженю, я решила тоже несильно заморачиваться и просто поискать, что мне подходит из уже имеющегося.


Первое, что бросилось в глаза - невротизм Вуди Аллена. Конечно, он был не первым неврастеником в масс-культуре, но как прекрасен и одновременно печален этот еврей!
Как близки мне его душевные кризисы! Странно представить, что из своей психической несостоятельности можно сделать такой интригующий цельный образ.


Продолжая щелкать ссылками Википедии (говорю же, что решила не заморачиваться), я дошла до Трикстера. Раньше я слышала это понятие от моих украинских лингвистов, влюбленных в Бахтина Зго и Васи. Прочитав статью про мерзкого девиантно настроенного божка, я поняла что в том таится самая безобидная форма мизантропии. Я начинающий мизантроп, который еще порой вспоминает, что когда-то любил и хотел помогать людям, но суровая жизнь уничтожила все благие намерения. Так я обычно характеризую свою отношение к смертным, когда меня спрашивают. Вроде бы и оправдываюсь, а вроде бы и прямо говорю, что хоть огнем гори - мне до лампочки. В чертах трикстера мне нравится его скука окружающим миром (как и моя) и попытка развеселить себя, нарушая все возможные правила и играя с людскими переживаниями.


Но мое сердце окончательно успокоил байронический герой. Самокопание, разочарование в мире, в себе, в обществе, в жизни. Попытки стать сверхчеловеком и осознание этой невозможности. Маленькой девочкой я мечтала стать харизматичным загадочным мужчиной. Быть Байроном - мечта, к которой кажется не стоит двигаться, потому что уже им являешься. Все мои любимые книги Айрис Мёрдок рассказывают именно о мужчине в таком классическом для романа амплуа. Раньше я была на них реально похожа. Грустит лишь то, что пропила все свои мозги и с трудом могу сконцентрироваться на учебе, а все эти лирические герои выделяются среди моих обычных собутыльников именно интеллектом и образованностью. Ну и конечно странствиями. Над этим надо работать.


Жорж Польти сказал, что все драматические произведения основываются на одной из 36 сюжетных линий. Если поиграть с метафорами можно представить, что жизнь человека и есть та самая драма. Каждый человек уникален, но вся эта уникальность заключается в количественном соотношении одних и тех же черт характера, дополненные увлечениями и воспитанием.

Так чем черт не шутит? Может поиски себя станут легче, если обратиться к классике? Всегда считала - чтобы создать что-то новое необходимо понять, что же было уже создано ранее.

Комментариев нет:

Отправить комментарий